16 дек. 2008 г.

Статистика сайта в реальном времени

Идея в принципе не нова и используется как "побочный эффект", в продуктах типа онлайн-чат. Основная мысль - видеть и анализировать поведение пользователя на сайте в реальном времени.

Пример: человек из Франции, 10 минут провел на главной странице и 15 на страницы описания, а потом нашел ссылку на французскую версию сайта и пошел по ней гораздо веселее, не более 3х минут на каждой из 5 страниц. Посетив страницу с ценами, перешел на более дешевый продукт, опять вернулся на страницу покупки, пошел на страницу сравнения продуктов, и... ушел с сайта!

Что можно было сделать, имея все эти данные в режиме он-лайн?

  1. Предложить ему перейти на французский сайт сразу. Именно не редирект, а предложение ознакомится с продуктом на его родном языке.
  2. После 3-4 страницы, предложить заполнить анкету или подписаться на обучающий семинар.
  3. На странице сравнения продуктов предложить выйти в он-лайн чат и пообщаться с консультантом.
  4. По возвращении на страницу покупки, предложить скидку на более дорогой продукт.
  5. Автоматически показать рекламу, банер или оффер, подходящие под конкретные интересы и предпочтения пользователя.
  6. При уходе с сайта, предложить подписаться на мейл лист.
  7. Да мало ли что еще можно придумать :)

При наличии статистики в реальном времени, вебсайт превращается в аналог реального "магазина" или "клуба", где можно пообщаться с клиентом по конкретному вопросу, или помочь робким посетителям сделать выбор.

Как это сделать

Естественно скриптами вставленными в код страницы :) Но не понятно, на каком сервере собирать и отображать эту статистику. Для коммерческой модели сервиса естественно захочется держать и отображать статистику через свой сервер. Но вот выдержит ли сервер нагрузку от сайта с большим количеством посетителей, типа Амазон? И вычислительная мощность, и трафик у такой системы будет не меньше чем у Гуголь Аналитики!

Скорее всего, надо начинать с 1-2 своих серверов, но делать продукт отчуждаемым. Что бы большие порталы могли устанавливать эту "кухню" прямо на своих мощностях. Оплату за сервис можно брать как подписку по времени, ну или по количеству обращений к статистике (посетители * кол-во страниц). Так же, можно лицензировать технологию.

Возможно сразу интегрировать с Google Analytics, как по возможности расширения функциональности, так и с прицелом продажи сервиса Гуглю :)

Компоненты системы

Система должна выполнять несколько задач одновременно: собирать статистку каждого пользователя, предоставлять панель мониторинга этой статистики и иметь возможность настройки разных онлайновых действий для каждого сайта отдельно.

При загрузке страницы, каждому пользователю садится уникальная кука, определяется данные его браузера (IP адрес, операционную систему, разрешение экрана и т.д.) и эта информация передается серверу статистики. При переходе пользователя на любую другую страницу, появляется история путей по сайту, засекается время посещения страницы и прочие параметры. В общем, выполняются все те же действия, что делает скрип Google Analytics.

Контрольная панель мониторинга работает уже с собранными данными, причем в режиме реального времени. Панель отображает историю посещений страниц, геотаргетные данные пользователя, и все остальное, что может понадобиться для принятия персонализированного решения. Доступ к контрольной панели должен быть разного уровня и позволять работу нескольких операторов одновременно.

Так же должна быть система аккаунтов для пользователей сервиса и панель настройки для каждого сайта. В настройках пользователей: оплата, особые данные, подписка на сервисы, и т.д. В настройках сайтов: материалы, офферы, всплывающие действия на сайте, сервисы типа он-лайн чат, правила и триггеры для автоматических действий и все остального, что настраивается для каждого сайта отдельно.

Как это продавать

Ну логичнее всего, как сервис с подпиской и новомодный SaaS для контрольной панели :)

Возможно, брать дополнительные деньги за дополнительных операторов и всякие автоматические штучки, типа "анкета после 3й страницы" или "персональное приветствие старого клиента". Сдавать в аренду отдельные сервера, для порталов с большим посещением. Продавать консалтинговые услуги по улучшению процесса общения с клиентами :)

Без запуска реального прототипа, очень сложно определить, где находятся самые востребованные фичи. Так что придумывать можно долго и нудно...

Как вариант дополнительной монетизации - патенты на "поведенческую" контекстную рекламу, и модернизация содержимого (сайта) за счет анализа поведения клиента и истории его посещений.

Потрогав такую систему руками, в готовом виде, идей по монетизации появится гораздо больше :)

8 комментариев:

Анонимный комментирует...

Вещь интересная и суперски красивая если хорошо визуализироватью. Идею общения с посетителями в реальном времени можешь выкунуть нафиг. Стартапов ее успешно реализовавших вагон и маленькая тележка, но толку ноль.

Andrew V.Rychkov комментирует...

Идея интересная. Посмотри http://www.marva.ru/about.php. Судя по написанному как раз можно следить что делает пользователь, переключать страницы (на разные анкеты), ну и общаться.

p.s. сам про марву ничего не знаю, нашел в яндексе ;)

Анонимный комментирует...

Симпатичная идея ;)
Зови на обсуждение!

Unknown комментирует...

Для бизнеса лучше использовать специальные приложения для создания системы активного мониторинга сайта в реальном времени и таким проверенным средством является система активного мониторинга сайта RusTalk.net. Система проверена на западных рынках в течении 6 лет и установлена на ведущих сайтах Рунета.

Sergii Danylenko комментирует...

Siteheart.ru + возможность выставлять счета клиенту в режиме реального времени + куча функций вроде коллективного консультирование, логов общения, выставления оценок операторам, настройки дизайна + предоставляют своих операторов на 7 языкав в аренду.

Valik комментирует...

Тут не только технические проблемы. Такая система потенциально может нарушать различные законы о персональных данных.

KARPOLAN комментирует...

Ну тогда и гуголь аналитика что-то нарушает :)

KARPOLAN комментирует...

Спустя 10 лет GA все теперь именно так :)